Тип дыхания у детей раннего возраста

Содержание
  1. Дыхание новорожденного: виды, норма и отклонение
  2. Дыхательные органы новорожденного
  3. Типы дыхания у ребенка
  4. Нарушения
  5. Профилактические меры
  6. Узнаем, правильно ли дышит ребенок
  7. Учим ребенка правильно дышать
  8. Ритм и тип дыхания у детей
  9. Типы характера дыхания у детей, ребенка
  10. Расстройства ритма дыхания у ребенка, детей
  11. Грудной и брюшной типы дыхания у ребенка, детей
  12. При выпадении функции диафрагмы дыхание ребенка обеспечивается только интенсивными движениями грудной стенки
  13. Диспноэ (одышка) у ребенка, детей
  14. Свистящее дыхание у ребенка, детей
  15. Стонущее дыхание у ребенка, детей
  16. Дыхательная недостаточность у ребенка
  17. Степени ДН
  18. Хроническая ДН
  19. Дыхательная поддержка
  20. Медикаментозная терапия
  21. Дыхание у новорожденного ребенка нормы, виды и отклонения
  22. Дыхание. Как должен дышать новорожденный
  23. Специфика дыхания новорожденного
  24. Первый вдох-выдох
  25. Частота дыхания
  26. Дыхание в первые дни
  27. Причины дыхательных расстройств
  28. Шумный выдох
  29. Звучный вдох

Дыхание новорожденного: виды, норма и отклонение

Тип дыхания у детей раннего возраста

Наверняка каждая мать вспомнит такой эпизод из своей жизни: она склоняется над кроваткой своего дитятко. Смотрит на него и никак насмотреться не может. Смотрит, гладит и слушает его дыхание. Дыхание новорожденного.

Данный процесс для взрослого человека настолько естественен, что он даже не задумывается, как он это делает. Разве только когда заболевает. Но вот для маленького человечка, только что появившегося на свет то, как он дышит, имеет немаловажное значение. Ведь в первую очередь от этого будет зависеть, как часто его будут одолевать респираторные заболевания.

Также детские врачи утверждают, что от того, насколько он будет правильно вдыхать и выдыхать, будет зависеть развитие его речи. Поэтому родители не должны оставлять без своего внимания все, что связано с детским дыханием, если хотят, чтобы их малыш вырос здоровым.

Дыхательные органы новорожденного

Эти органы принято относить к числу наиболее важных, которые обеспечивают жизнедеятельность человеческого, в нашем случае детского, организма. Его работа делится на два этапа:

  • На первом кислород проводится от верхних дыхательных путей к легким. Этим обеспечивается поступление кислорода из воздуха в кровь;
  • На втором этапе происходит насыщение тканей артериальной кровью, которая уже обогащена свежим кислородом. Двигаясь обратнов кровь, превращается в венозную, она насыщена углекислым газом. И при выдохе выбрасывается в атмосферу.

Дыхательные органы ребенка хоть и имеют схожую структуру с подобными органами у взрослых, но имеют также и некоторые особенности, которые во взрослом состоянии исчезают. Эти отличия с одной стороны являются очень важными, так как обеспечивают необходимый режим работы дыхательной системы ребенка, а другой они же являются причиной небольших осложнений, характерных для младенческого возраста.

Недоразвитость системы дыхания у грудничка является причиной того, что само дыхание у него отрывистое, с часто сменяемым темпом. Обычно это выглядит в виде коротких вдохов сменяемых одним глубоким с большой продолжительностью.

Такое детское дыхание имеет собственное название – «дыхание Чейна-Стокса» и абсолютно нормально для новорожденного, особенно если он родился раньше срока.

Выравнивание такого дыхания обычно происходит к концу первого месяца жизни, а к годовалому темп дыхания становится схож с темпом взрослого человека.

Если же темп дыхания грудничка отличается от вышеописанного, то это повод обратиться к врачу.

Несхожесть дыхательных системы взрослого и ребенка в том, что у последнего носик и носоглотка намного короче и уже. Это делает практически невозможным для маленького человечка сделать полноценный глубокий вдох.

Типы дыхания у ребенка

Для первых месяцев жизни для грудничка характерно так называемое брюшное дыхание. Конечно, со временем он освоит и грудное, а затем научится комбинировать эти два типа. К слову сказать, врачи всего мира сходятся в одном – комбинированное дыхание является наиболее полезным и продуктивным для человека.

  1. При брюшном дыхании в основном двигаются диафрагма и стенка брюшины. Преимущество в том, что оно естественно для ребенка, не надо сил на растягивание ребер. Недостаток в том, что объем вдыхаемого воздуха намного ниже, что является причиной частого дыхания в грудничковом возрасте. Плохо вентилируются верхушки легких, что может привести к застою содержимого в них с дальнейшим развитием респираторных заболеваний;
  2. Грудное дыхание – двигается грудная клетка. Преимущества в увеличении объема вдыхаемого воздуха, недостаток в том, что нижняя часть легких плохо вентилируется;
  3. Смешанный тип – здесь одновременно работает и диафрагма, и грудная клетка. Как уже было сказано, признан наиболее оптимальным способом дыхания, так как вентилируется вся поверхность легких.

Нарушения

Родителям нужно внимательно следить за дыханием своего малыша. Здесь именно тот случай, когда излишняя мнительность родителей может сыграть на пользу ребенку. Так вот любое нарушение ритма или его частоты может сигнализировать о расстройствах детского организма.

Первые признаки дыхательных расстройств обычно возникают еще во время нахождения матери с новорожденным в роддоме. Но тут особого беспокойства не должно быть, так как рядом врачи и они быстро окажут необходимую помощь. А вот дома уже придется постараться. Всякие нарушения дыхания должны обсуждаться с педиатром.

  • У малыша хрипы. При дыхании слышны свиты, стоны – все это может означать сужение дыхательных путей, потому как прохождение воздуха затруднено. Также данные звуки могут означать начало воспалительных, инфекционных процессов. Или же то, что в дыхательные пути малыша попал какой-то инородный предмет. Если все это осложнилось появлением синюшности вокруг рта, повышенной сонливостью или невозможностью издавать какие-то звуки, то у родителей появляется законный повод незамедлительно вызвать скорую;
  • Если хрипы дополняются кашлем, насморком – то ясно, малыш простужен. Если дополнительно у него дыхание учащено, ему тяжело вдыхать и выдыхать, у него нет аппетита, и он все время капризничает также стоит вызвать врача – вдруг у ребенка заболевания бронхов;
  • Заложенность маленького носика может являться причиной серьезных заболеваний. Опасность заложенности в том, что новорожденный не умеет пока вдыхать через рот;
  • Довольно часто грудничок во сне храпит, при этом вдохи через рот происходят чаще, чем через нос. Это состояние также является поводом для вызова врача. Причина может быть в увеличенных аденоидах.

Профилактические меры

Также имеются состояния, в которых особо ничего плохого для ребенка не имеется, но о них в обязательном порядке стоит известить врача:

  1. Иногда во время сна из горлышка ребенка слышно бульканье. Причиной таких нетипичных звуков является обычная слюна, которая скапливается в горле, малыш просто не успевает их проглатывать. Вот при дыхании воздух проходит через скопившуюся слюну, так создаются эти булькающие звуки, так пугающие родителей;
  2. Нормальным для этого возраста является и следующее поведение: поперхнувшись, ребенок на некоторое время перестает дышать. Или же начинает дышать очень часто и через некоторое время дыхание также замирает. Это явление вполне нормальное до 6 месячного возраста. Но врача предупредить все же стоит;
  3. Остановка дыхания, особенно в первый месяц, явление вполне обыденной. Поэтому родителям не стоит пугаться. Обычно такой приступ проходит самостоятельно, но можно сделать следующее. Необходимо ребенка привести в вертикальное положение и побрызгать на лицо прохладной водичкой. Можно похлопать его по спинке, по попке, дать вдохнуть свежего воздуха;
  4. Часто родителей пугает беспричинная остановка дыхания на 10-20 секунд. Это так называемый синдром апноэ. Пугаться его не стоит.

Есть еще несколько моментов, которые вызывают испуг у родителей. Но при этом являются вполне нормальными явлениями для этого возраста:

  • При вдохе могут появляться посторонние звуки. Но на состоянии малыша это никак не сказывается, он нормально ест, набирает вес. Обычно такие звуки исчезают к полутора годам;
  • Также естественным является учащенное дыхание в возбужденном состоянии или же после физической активности;
  • Во время сна из горлышка малыша могут раздаваться различные звуки: хрипы, бульканье, хрюканье и даже птичий свист. Это не появление болезни, просто у него еще строение носоглотки не пришло в норму.

Узнаем, правильно ли дышит ребенок

Многие родители задаются вопросом: а как узнать, правильно ли дышит их малыш, чтобы зря не волноваться.

Для начала необходимо узнать частоту его дыхания. Процедура довольно легкая. Естественно имеются некоторые требования – малыш должен быть здоровым на этот момент, и во время процедуры должен находиться в расслабленном состоянии. Также необходимо позаботиться о наличии секундомера, он поможет узнать количество вдохов за минуту и сравнить показатель с нормативными. А они следующие:

  1. Для новорожденных нормой являются 50 вдохов;
  2. До годовалого возраста – 25-40;
  3. До трех лет – 25-30;
  4. В 4-6 лет нормой является 25 вдохов.

Небольшое отклонение в ту или иную сторону не должно вызывать тревогу у родителей. Но если отклонение довольно существенно, к примеру, для третьей возрастной группы частота дыхания превышает 35 вдохов, то есть повод для беспокойства. Ведь такое дыхание ребенка означает, что оно поверхностное. А значит для полноценной вентиляции легких негодно.

Это становится причиной частых респираторных заболеваний у ребенка, поэтому необходимо выяснить причину такого дыхания и устранить ее.

Учим ребенка правильно дышать

Для этого существуют несколько упражнений из комплекса детской йоги. Первое упражнение начинается с того, что ребенку необходимо принять так называемую позу льва (сфинкса) – он должен лежать на животе, вытянув ноги.

Верхняя часть тела приподнимается с упором на руки. В таком положении он должен сделать вдох, задержать дыхание на пару секунд и быстро выдохнуть. Польза от упражнения в том, что в таком положении грудная клетка раскрывается наиболее полно.

Счет до трех может считать кто-то из взрослых.

Второе упражнение рассчитано для обучения брюшному дыханию. Малыша нужно уложить на спину, на ровную поверхность. Руки он должен поместить под голову и немного согнуть коленки. За один подход должно быть 10-15 повторов. С обучением дыханию одновременно идет укрепление брюшных мышц.

Как вы понимаете, данные упражнения ребенок сможет выполнять в возрасте не ранее

2-3-х лет. А за дыханием грудничка вам нужно пока просто следить.

Источник: https://mirgrudnichka.ru/zdorove-i-lechenie/dyhanie-grudnichka.html

Ритм и тип дыхания у детей

Тип дыхания у детей раннего возраста

Оценка состояния дыхания начинается с определения его частоты и ритма с учетом возраста ребенка. Частоту дыхания лучше подсчитывать у спящего ребенка, хотя это далеко не всегда возможно. В состоянии бодрствования частота дыхания обычно выше, поэтому важно знать диапазон нормы.

Ритм дыхания у здорового ребенка не бывает регулярным, дыхание варьирует как по частоте, так и по глубине. Периодически ребенок производит глубокий вдох, что иногда беспокоит родителей.

Типы характера дыхания у детей, ребенка

Принято различать следующие типы характера дыхания.

Эупноэ — спокойное нормальное дыхание.
Диспноэ — затрудненное, напряженное дыхание с одышкой, иногда с цианозом.
Ортопноэ — затрудненное дыхание, при котором ребенок сидит, опираясь на руки (вынужденное положение сидя с упором на руки). Это положение принимают больные для облегчения работы дыхательной мускулатуры.

Олигопноэ — ослабление дыхательных движений, сопровождающееся уменьшением объема вдоха.
Тахипноэ — учащенное быстрое дыхание.

Частота дыхания возрастает при таких состояниях и обстоятельствах, как высокая окружающая температура, усиленная мышечная работа, возбуждение, лихорадка, заболевания легких с ограничением их поверхности и снижением газообмена, выпадение функции части дыхательной мускулатуры (в результате чего оставшиеся мышцы функционируют с повышенной нагрузкой), заболевания сердца, уменьшение кровотока через легкие при пороках сердца с шунтированием (консультации детского кардиолога — поликлиника «Маркушка»), гиповолемический шок (недостаточность кровообращения), анемия (чем острее она развивается, тем более выражено тахипноэ в покое и при нагрузке).
Брадипноэ — редкое медленное дыхание. Характерно для стеноза дыхательных путей, вызванного крупом, аспирацией инородных тел, сдавлением трахеи опухолью или зобом, для уремии, диабетической комы (дыхание Куссмауля), для тяжелого ацидоза различной природы.
Апноэ — остановка дыхания.
Гиперпноэ — увеличенная амплитуда дыхания при нормальной частоте. Глубокое дыхание характерно для тяжелой анемии, метаболического ацидоза (например, отравление салицилатами, передозировка ингибитора карбоангидразы — диакарба), респираторного алкалоза. Глубокое ацидотическое дыхание Куссмауля является результатом наступившего ацидоза чаще всего метаболического происхождения. Во всех случаях ацидокетоза посредством дыхания выделяется и ацетон, вследствие чего изо рта больного ребенка исходит запах гнилых фруктов.
Гипопноэ — уменьшенная амплитуда дыхания при нормальной частоте. Для констатации поверхностного дыхания желательно оценить и величину дыхательного объема по данным аускультации или по ощущению выдоха ладонью изо рта и носа ребенка. Оно характерно прежде всего для состояний алкалоза, при котором дыхательный центр возбуждается недостаточно. На практике это наблюдается у грудных детей, больных гипертрофическим пилоростенозом, когда они теряют соляную кислоту вследствие упорной рвоты. Кроме того, поверхностное дыхание можно наблюдать и у детей с тяжелыми заболеваниями нервной системы (приводящими к угнетению дыхательного центра), опухолями мозга, энцефалитами, туберкулезным менингитом, гидроцефалией, отравлением барбитуратами. Поверхностные респираторные движения при состояниях церебральной комы могут продолжаться целую минуту и дольше.
Периодическое дыхание — периоды апноэ длительностью до 15 с (у недоношенных детей, при респираторном дисстресс-синдроме).
Нерегулярное дыхание — изменяющиеся амплитуда и частота дыхания (при болях, повышении внутричерепного давления).

Расстройства ритма дыхания у ребенка, детей

К расстройствам ритма дыхания относятся патологические типы дыхания.

Дыхание Чейна-Стокса — дыхательные циклы постепенно нарастают, а по достижении максимальной для данного периода глубины дыхания происходит постепенное снижение ее до минимальной глубины и переход в паузу, в период паузы больной может терять сознание.

Наблюдается при нарушениях кровообращения, кровоизлияниях в мозг, менингитах, опухолях головного мозга, тяжелых интоксикациях, вызванных химическими отравлениями, и др.
Дыхание Биота — чередование равномерных дыхательных движений и продолжительных пауз, строгая закономерность числа дыханий и продолжительность пауз отсутствуют.

Наблюдается при опухолях мозга, менингитах, менингоэнцефалитах, диабетической коме.
Диссоциированное дыхание Грокко — нарушение координационной функции нервно-регуляторного аппарата, обеспечивающего гармоническую и последовательную работу отдельных групп дыхательной мускулатуры.

Этот тип дыхания наблюдается при тяжелых состояниях: нарушениях мозгового кровообращения, абсцессах мозга, базальном менингите, реже — при диабетической коме, уремии.
Дыхание Куссмауля характеризуется медленными или быстрыми глубокими дыхательными движениями с вовлечением вспомогательной дыхательной мускулатуры.

Основным патологическим процессом, вызывающим этот тип дыхания, является ацидоз: диабетическая кома, ацетонемическая рвота, метаболический ацидоз любого происхождения.

Грудной и брюшной типы дыхания у ребенка, детей

Различаются также грудной и брюшной типы дыхания в зависимости от того, преобладает при спокойном дыхании подвижность грудной клетки (грудной тип) или передней брюшной стенки (брюшной тип).

При брюшном типе дыхания в фазу вдоха опускающейся диафрагмой внутренние органы отдавливаются книзу, происходит выбухание передней брюшной стенки. Брюшное дыхание преобладает у детей раннего грудного возраста.

У детей старше 2 лет преобладает грудной тип дыхания, что связано с переходом ребенка в вертикальное положение, изменяющим направление ребер.

Патологически выраженное преобладание брюшного типа дыхания может указывать на следующие состояния: недостаточность межреберных мышц при полиомиелите, полирадикулите (синдром Гийена-Барре), параличе Ландри, постдифтерийном параличе, при наследственной амиотрофии (болезнь Верднига-Гоффманна) и синдроме высокого поперечного поражения спинного мозга; болевой паралич грудных и межреберных мышц (например при переломе ребер).

Прививка от дифтерии ребенку — детский медицинский центр «Маркушка».

При выпадении функции диафрагмы дыхание ребенка обеспечивается только интенсивными движениями грудной стенки

При выпадении функции диафрагмы дыхание обеспечивается только интенсивными движениями грудной стенки. Соответственно при вдохе внутрибрюшные органы уже не отдавливаются книзу и не происходит выбухание передней брюшной стенки.

Вместо этого брюшная стенка при вдохе втягивается, это наблюдается при поражении шейного отдела спинного мозга, шейных позвонков и нервных сплетений на шее, патологических процессах, воздействующих на диафрагмальный нерв на его пути от 4-го шейного сегмента до диафрагмы (медиастинит, опухоли средостения, последствия операций на среднем участке шеи и в грудной полости).

Диспноэ (одышка) у ребенка, детей

Понятие «диспноэ» имеет много различных определений. В наиболее широком смысле оно означает нарушение дыхания. Диспноэ может быть как субъективным ощущением, так и объективным симптомом.

В первом случае это испытываемое самим больным затруднение дыхания или чувство недостатка воздуха, во втором — это объективная симптоматика для пациента и врача.

Основополагающим фактором при интерпретации каждого случая диспноэ является отклонение дыхания от нормы.

Существование причинной связи между симптомами диспноэ и определенными патофизиологическими состояниями до сих пор служит предметом дискуссий.

Все установленные в настоящее время зависимости между гипоксемией, гиперкапнией, ишемией усиленно функционирующих дыхательных мышц и субъективным ощущением повышенной дыхательной работы, а также бронхиальным сопротивлением и направлением работы дыхательных мышц могут быть применены для объяснения лишь некоторых, но далеко не всех состояний диспноэ.

Затрудненное дыхание субъективно воспринимается как неприятное ощущение; у здоровых детей подобное ощущение возникает при дыхании через узкую трубку, что имитирует обструкцию бронхов.

Субъективные ощущения, возникающие при асфиксии, можно воспроизвести, произвольно задерживая дыхание.

Подробные жалобы, естественно, можно услышать лишь от детей школьного возраста, однако и у младших детей диспноэ сопровождается неприятными ощущениями, о чем можно судить по поведению ребенка: беспокойство, растерянность, страх, поиск удобного положения позволяют без труда определить дискомфорт.

Объективная оценка степени диспноэ основана на ряде внешних симптомов.

Напряжение крыльев носа при дыхании связано с участием вспомогательных мышц на вдохе, оно предотвращает сужение входа в нос вследствие всасывающего действия (падения давления) струи вдыхаемого воздуха.

Напряжение крыльев носа — очень характерный симптом, который появляется даже при небольшом диспноэ. Втяжение межреберий, яремной ямки, подключичных областей представляет собой проявления диспноэ, отражающие затруднение в разных фазах дыхания.

При вдохе с усилением вследствие сужения дыхательных путей на любом уровне внутригрудное давление падает намного ниже атмосферного, что проявляется втяжением межреберных промежутков, яремной ямки, надключичных областей.

При затруднении выдоха, напротив, внутригрудное давление превышает атмосферное, поэтому межреберные промежутки уплощаются или даже могут несколько выбухать при выраженной обструкции.

Более заметны, однако, втяжение подреберий, связанное с усиленным сокращением мышц живота, а также уплощение нижних межреберных промежутков вследствие сокращения внутренних межреберных мышц при усиленном выдохе. Дифференцировка инспираторных (вдох) и экспираторных (выдох) втяжений чрезвычайно важна для оценки места и степени обструктивных изменений.

Обструкция верхних дыхательных путей (например, круп) проявляется прежде всего инспираторным затруднением дыхания, тогда как процессы в мелких бронхах (астма, бронхит) приводят к затруднению выдоха и вдоха.

Признаки затрудненного дыхания: на вдохе — втяжение межреберий и надключичных впадин, на выдохе — участие в дыхании брюшного пресса («выталкивающее дыхание») и вспомогательной дыхательной мускулатуры (мышц грудной стенки, лопаток, боковых мышц спины и мышц шеи).

Формы одышки у детей, ребенка: инспираторная, экспираторная и смешанная

Выделяются следующие формы одышки: инспираторная, экспираторная и смешанная.

Инспираторная одышка наблюдается при обструкции верхних дыхательных путей: крупе, врожденном сужении гортани, инородном теле и др. Консультации детского отоларинголога — клиника «Маркушка».

При экспираторной одышке грудная клетка приподнята кверху и почти не участвует в акте дыхания. Выдох совершается медленно, иногда со свистом. Наблюдается при бронхиальной астме.

Смешанная одышка (экспираторно-инспираторная)  свойственна бронхиолиту и пневмонии. В это определение включены все виды вентиляционных отклонений от нормы, все степени дыхательной недостаточности и другие дыхательные нарушения.

Свистящее дыхание у ребенка, детей

Свистящее дыхание — своеобразный феномен, возникающий при затруднении выдоха. Механизм его развития связан с вибрацией просвета крупных бронхов вследствие чрезмерного падения внутрибронхиального давления при высокой скорости струи воздуха. Громкое свистящее дыхание чаще слышно при обструктивных процессах, в значительной мере обусловленных бронхоспазмом.

Стонущее дыхание у ребенка, детей

Дыхание со стоном бывает у детей с тяжелой массивной пневмонией; оно возникает в связи с затруднением вдоха вследствие снижения растяжимости легкого и болевых ощущений, вызванных сопутствующим плевритом.

Источник: http://mark-med.ru/stati/ritm-i-tip-dyhaniya-u-detej/

Дыхательная недостаточность у ребенка

Тип дыхания у детей раннего возраста

Дыхательная недостаточность у ребенка — это состояние, при котором возникает дисбаланс газового состава крови: дефицит кислорода на фоне избытка углекислоты.

Поддержание нормального газообмена при развитии дыхательной недостаточности (ДН) обеспечивается за счет интенсивной работы аппарата дыхания, сердца, что быстро приводит к истощению компенсаторных сил организма. ДН может протекать в острой или хронической форме, проявляется одышкой, цианозом, тахикардией, неврологической дисфункцией.

Диагностика основана на физикальном обследовании, изучении газов крови, спирометрии. Лечение комплексное, включает устранение этиологического фактора, восстановление газообмена.

J96 Дыхательная недостаточность, не классифицированная в других рубриках

В широком понимании дыхание объединяет несколько процессов: внешнее дыхание, обмен газов на уровне альвеол, тканевое дыхание. Нарушение на любом из этапов приводит к развитию дыхательной недостаточности.

ДН у ребенка ‒ очень актуальная проблема в педиатрии, занимает ведущее место в структуре летальности детей первых лет жизни. Это самая частая причина госпитализации в отделение детской реанимации и интенсивной терапии.

Заболеваемость респираторным дистресс-синдромом, связанным с разными причинами, составляет 1,5-13 случаев на 100 000 человек в год. У недоношенных детей частота ДН при рождении достигает 20%-80%.

Дыхательная недостаточность у ребенка

Причин дыхательной недостаточности у ребенка большое множество. Не всегда они связаны именно с заболеваниями респиратоного тракта. Для удобства понимания этиологические факторы принято делить на две большие группы:

  1. Внелегочные. Включают патологии ЦНС, которые приводят к депрессии дыхательного центра (асфиксия, внутричерепное кровоизлияние), неврозы с респираторным компонентом, паралич дыхательной мускулатуры. Также среди причин ‒ травмы и повреждения грудной клетки, плевры, обструкция трахеи инородными телами. ДН характерна для пороков сердца, генерализованных аллергических реакций.
  2. Легочные. К таким поражениям принадлежат инфильтративно-воспалительные заболевания бронхо-легочного тракта (бронхит, пневмония), застойные явления (шоковое легкое). К данной категории относятся болезни, связанные с уменьшением альвеолярной вентиляции: аплазия и гипоплазия легкого, резекция доли или всего органа, сдавление извне. Для неонатального периода типична ДН при болезни гиалиновых мембран, мекониальной аспирации.

Независимо от причины развития дыхательной недостаточности у ребенка, в основе лежат 2 нарушения: уменьшение напряжения О2 в крови (РаО2) и повышение содержания углекислого газа (РаСО2).

Вначале организм компенсирует кислородное голодание путем усиления работы внешнего дыхания, развития одышки.

Дополнительный поток кислорода поступает за счет учащения дыхательных движений, усиления физической работы респираторной мускулатуры.

Со временем запасы энергии истощаются, поступление О2 и его транспорт эритроцитами снижается, развивается гипоксемия. Как следствие, кислород недополучают ткани организма — формируется гипоксия.

По мере нарастания гипоксии состояние входит в стадию декомпенсации: угнетается функции нервной, дыхательной системы, сердца и сосудов.

Наряду с гипоксемией избыток СО2 (гиперкапния) оказывает токсическое влияние на системы и органы, усугубляя симптомы дыхательной недостаточности.

Существует несколько вариантов классификации ДН по разным критериям: скорости развития, этиопатогенетическим механизмам, длительности течения, газовому составу крови. Клинически имеет значение выделение острой и хронической форм, стадий течения. Представленная классификация дыхательной недостаточности часто применяется на практике, так как влияет на выбор тактики терапии:

1. По этиологии:

  • Обструктивная. Появляется при нарушении прохождения струи воздуха по респираторному тракту из-за попадания инородных тел в бронхи, бронхообструкции, обтурации просвета слизью, меконием, прорастающей опухолью.
  • Рестриктивная. Сопровождает заболевания, связанные с ограничением подвижность ребер, ткани легкого и плевры. Встречается при плеврите, пневмосклерозе, пневмо- и гидротораксе, тяжелой степени сколиоза.
  • Смешанная. Сочетает в себе признаки обоих этиологических типов, с преобладанием одного из них. Как правило, формируется на фоне длительно текущих кардиальных нарушений.

2. По патогенезу:

  • Гипоксемическая (паренхиматозная). Развивается из-за нарушения альвеолярно-капиллярной диффузии при тяжелых поражениях паренхимы легких: пневмония, кардиогенный шок. Характерно снижение pO2, которое плохо корректируется кислородотерапией.
  • Гиперкапническая (вентиляционная). Формируется при нарушенной механике дыхания — депрессия центра дыхания в ЦНС, утомляемость дыхательных мышц, дефектах костно-мышечной системы грудного отдела. Относительное уменьшение pO2 происходит на фоне повышения рСО2.

Клиническая картина дыхательной недостаточности объединяет симптомы основной патологии, изменения внешнего дыхания, системные проявления.

Изменения общего состояния ребенка характеризуются потливостью, чувством тревоги, страха, отказом от груди у младенцев. Со стороны ЦНС может быть нарушение сознания, синдром угнетения либо гипервозбудимости.

О вовлечении сердечно-сосудистой системы свидетельствует нарушение ритма в различных формах, падение или нестабильность АД.

Респираторные расстройства имеют несколько типичных симптомов: раздувание крыльев носа, изменение дыхательных движений (диспноэ), шумный, свистящий выдох или стон. Диспноэ представлено вариантами:

  • учащение (тахипноэ),
  • урежение (брадипноэ),
  • остановка дыхания (апноэ).

Для компенсации характерно усиление работы дыхания, для декомпенсации — истощение, апноэ. Нарастание гипоксемии проявляется синюшностью кожных покровов и слизистых оболочек разной степени: акроцианоз — синеют кончики пальцев, периферический цианоз — дистальные отделы конечностей, центральный цианоз — слизистые, вся поверхность тела.

Степени ДН

По совокупности симптомов у ребенка выделяют несколько степеней дыхательной недостаточности.

  • При первой степени одышка развивается после значительной физической нагрузки.
  • Вторая степень характеризуется тахипное и появлением легкого цианоза после обычной нагрузки, сосания груди.
  • Третья степень – это выраженная клиника ДН, разлитой цианоз, присоединение неврологической симптоматики.
  • Четвертая степень – самая тяжелая: сознание нарушено вплоть до комы, кислородозависимость абсолютная, дыхание аритмичное, поверхностное.

Хроническая ДН

Особенностью хронической формы дыхательной недостаточности является то, что клиника развивается постепенно, обычно при обострении основной болезни, физическом перенапряжении.

Организм ребенка с хронической дыхательной недостаточностью быстро запускает механизмы долговременной компенсации, поэтому тяжесть ДН редко прогрессирует до 3-й, 4-й стадии.

У ребенка развиваются типичные признаки длительной гипоксии: пальцы в виде «барабанных палочек», темные круги под глазами, бочкообразная грудная клетка, гипертрофия межреберных мышц.

Дыхательная недостаточность ‒ состояние неотложное, угрожающее жизни ребенка. Неверное или позднее оказание первой помощи приводит к летальному исходу, необратимым изменениям ЦНС, лейкомаляции.

Хроническая гипоксемия осложняется легочной гипертензией, недостаточностью кровообращения по правожелудочковому типу.

При развитии тканевой гипоксии компенсаторно увеличивается содержание эритроцитов в периферической крови, что приводит к полицитемии, усиленному тромбообразованию и, как результат, — к инсультам, инфарктам внутренних органов.

На этапе первичной консультации, если позволяет состояние больного, врач собирает анамнез заболевания, жалобы родителей или ребенка. Выясняют связь дыхательной недостаточности с предполагаемой причиной, наличие хронических патологий, врожденных пороков. Алгоритм дальнейшего обследования включает:

  • Физикальный осмотр. Оценку состояния проводит врач-педиатр или детский анестезиолог. Определяется уровень сознания, цвет кожи (цианотичность, бледность), участие брюшного пресса, надключичных и межреберных областей в акте дыхания, подсчет частоты дыхания. Аускультативно над легкими прослушивается ослабление шумов.
  • Пульсоксиметрия. SpO2 (сатурация) на правой руке при дыхательной недостаточности падает ниже 95%. Уровень менее 90% считается критическим. ЧСС изменяется при третьей-четвертой степени ДН.
  • Газовый состав крови. Для респираторных расстройств характерно PaO2 на уровне 80-60 и ниже, РаСО2 менее 35-38 или более 90 мм.рт.ст., рН крови при дыхании атмосферным воздухом падает до 7,2 и меньше.
  • Рентгенография органов грудной полости. На снимке определяется усиление или обеднение легочного рисунка, при пневмонии — очаговые инфильтраты, при кардиальных пороках — изменение формы и положения сосудистого пучка, тени сердца.
  • Спирометрия. Проводится детям старше 5 лет. В пользу обструктивной ДН говорит снижение ОФВ1/ФЖЕЛ, нормальная ФЖЕЛ, рестриктивной — уменьшение ФЖЕЛ. При смешанной форме отмечается снижение ЖЕЛ, ОФВ1/ФЖЕЛ, ОФВ1.

Детям с тяжелой степенью дыхательной недостаточности, приведшей к нарушению витальных функций, проводятся реанимационные мероприятия. Комплексом базовой реанимации должен владеть врач любой специальности. Реанимация проводится по принципу АВС, где

  • А (Airway) – восстановление проходимости респираторного тракта,
  • В (Breathing) — подача воздуха методом искусственной вентиляции,
  • С (Circulation) — непрямой массаж сердца.

Если есть данные о попадании в рото-, носоглотку инородного предмета, то для его эвакуации проводят прием Геймлиха.

Дыхательная поддержка

Для восстановления нормального РаО2 нужно обеспечить поступление кислорода в альвеолы. Для этого используют воздушно-кислородную смесь с различными концентрациями О2. Существует ряд методов, позволяющих доставить смесь в трахео-бронхиальное дерево:

  • Оксигенотерапия. Увлажненный кислород подается свободным потоком через носовые канюли или кислородную палатку. Метод приемлем для детей в сознании, с незначительными отклонениями SpO2. Нужно выбрать минимальную концентрацию оксигена, которая позволяет удерживать стабильные цифры сатурации выше 95%.
  • СДППД (спонтанное дыхание с постоянным положительным давлением). Применяется у пациентов с самостоятельным дыханием, в качестве вспомогательной вентиляции. Поток обогащенного воздуха подается под определенным давлением через назальную маску или канюли.
  • ИВЛ. Искусственная вентиляция легких полностью замещает внешнее дыхание. ИВЛ показана в ситуациях, когда дыхание отсутствует или не способно поддерживать адекватный уровень оксигенации. Ребенку проводится интубация трахеи, согласно возрасту и состоянию подбирается режим и параметры вентиляции.

Медикаментозная терапия

Главный принцип лечения дыхательной недостаточности — устранение причины. В зависимости от течения основного заболевания используются группы препаратов:

  • антибиотики из ряда полусинтетических пенициллинов, цефалоспоринов, аминогликозидов; назначаются при инфекционно-воспалительных патологиях;
  • муколитики для разжижения и эвакуации мокроты;
  • диуретики показаны при сердечной недостаточности;
  • растворы для инфузии применяются для профилактики дегидратации, поддержания стабильного АД;
  • растворы микроэлементов вводятся при электролитных расстройствах или с целью их предупреждения;
  • глюкокортикостероиды в виде ингаляций или системного приема с противоотечной и противовоспалительной целью;
  • бронходилятаторы местно или перорально при обструктивном синдроме.

Прогноз при ДН зависит от этиологии, степени гипоксии и/или ишемии, возраста ребенка, своевременности оказанной помощи.

Прогноз для тяжелой дыхательной недостаточности без проведения ИВЛ неблагоприятен, угрожаем по гибели пациента, со своевременной респираторной поддержкой — условно благоприятен, возможно развитие осложнений.

Специфической профилактики респираторной недостаточности не существует. Для детей с хроническими заболеваниями дыхательного тракта, нервной системы важно получение адекватной терапии основной патологии.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/respiratory-distress

Дыхание у новорожденного ребенка нормы, виды и отклонения

Тип дыхания у детей раннего возраста

Дыхание новорожденного — мамы всегда внимательно прислушиваются к дыханию своих только что появившихся на свет детей, особенно во время их сна.

Оно кажется то еле слышным, то каким-то странным.

И действительно, дыхательная система новорожденного имеет целый ряд особенностей, которые не помешает знать, чтобы не волноваться понапрасну, но и не бездействовать, когда потребуются решительные меры.

Дыхание. Как должен дышать новорожденный

Не только воздух, но и саму жизнь — новую, независимую, вне материнской утробы — получает новорожденный вместе с первым самостоятельным вдохом. А ведь предыдущие 9 месяцев ребенок «добывал» кислород исключительно из материнской крови, роль же легких для него играла плацента. Легкие у будущего ребенка еще не функционировали, так же как не было и связи между ними и сердцем.

Вдохнуть по-настоящему кроха сможет, лишь появившись на свет. Тем не менее осваивать этот навык предусмотрительно начинает еще в материнской утробе.

После 35-й недели плод выполняет своеобразные дыхательные движения.

Это выглядит как небольшое расширение грудной клетки, которое сменяется длительным ее спадением. Затем следует пауза — и все повторяется. Уже за месяц до родов в течение минуты плод успевает сделать полсотни подобных движений. Однако при вдохе его легкие не расправляются, а ая щель закрыта. В противном случае ребенок бы наглотался околоплодных вод.

Подобные тренировки очень полезны, способствуют ускорению тока крови, благодаря чему все органы и системы плода лучше снабжаются кислородом и другими полезными веществами, поставляемыми материнским организмом.

Наиболее интенсивно легкие у плода развиваются в последнем триместре беременности, когда в них происходит накопление достаточного количества сурфактанта — особой пленочки, выстилающей легкие и на 90 % состоящей из липидов, жиров. Жиры служат своеобразным каркасом, создают поверхностное натяжение, благодаря им легкие не спадаются на выдохе и не перерастягиваются на вдохе.

Специфика дыхания новорожденного

Естественное рождение очень непростой, но во многом необходимый экзамен для нового человека. Проходя по родовым путям, он испытывает гипоксию, в организм поступает мало кислорода, вырабатывается много углекислого газа. Но в ответ на накопление углекислоты раздражается дыхательный центр, расположенный в головном мозге, которому предстоит начать полноценную работу.

Легкие плода безвоздушны и наполнены особой, воспроизводимой клетками дыхательного эпителия, фетальной, или легочной, жидкостью. У доношенного ребенка ее порядка 90-100 мл. Рождаясь, малыш испытывает сильное давление. Сдавливается и его грудная клетка, а легочная жидкость вытесняется из дыхательных путей.

Частично она всасывается в кровь, стенки легких, лимфососудов, частично выходит через нос и рот, и малыш рождается с минимальным ее количеством. Стрессовые гормоны, катехоламины адреналин и норадреналин, которые выделяются в организме ребенка во время его появления на свет, также «будят» дыхательный центр.

Новорожденный еще не успел оправиться от «испытания рождением» — и тут же на него начинает действовать большое количество внешних факторов: гравитация, температурные, тактильные и звуковые раздражители. Но все эти моменты в совокупности приводят к тому, что малыш делает свой первый вдох, а затем издает крик.

Первый вдох-выдох

Но какой же он — первый вдох новорожденного? Очень глубокий. А выдох — затрудненный, медленный, под давлением, через спазмированную ую щель. Эти специфически дыхательные движения, говоря медицинским языком, осуществляются по типу «гасп» продолжаются порядка первых 30 минут внеутробного существования.

Глубокий вдох — легкие расправляются, медленный выдох — не спадаются. Тем не менее первые порции воздуха заполняют только те уголки легких, которые в процессе родов полностью освободились от фетальной жидкости. Но затем воздух стремительно врывается в них и расправляет.

Частота дыхания

Частота дыхания новорожденного в первые несколько часов жизни, первые сутки, реже — двое суток весьма высока и может составлять более 60 дыхательных движений (одно движение — вдох-выдох) в минуту.

Такие особенности дыхания называются транзиторной гипервентиляцией. То есть переходной, естественной, необходимой, чтобы адаптироваться ко внеутробному существованию, — такой, когда каждую минуту через свои легкие ребенок пропустит больший объем воздуха, чем будет это делать в дальнейшем.

Столь высокая частота дыхания необходима новорожденному, чтобы как можно быстрее вывести из организма скопившийся в нем за время рождения вредный углекислый газ. На это большинству деток требуется не более нескольких часов. После чего частота замедляется, составляя уже 40-46 дыхательных движений (у взрослого в норме 18-19).

Дышать интенсивно малыш должен еще и потому, что дыхание его поверхностно, при этом обмен веществ гораздо быстрее, чем у взрослого, а значит, и выше потребность в кислороде. Дефицит глубины дыхания, таким образом, компенсируется увеличением ее частоты.

Дыхание в первые дни

В первые дни жизни — и это абсолютно нормально — у ребенка может быть нарушен ритм дыхания: неравномерное, неровное, то учащенное, то уреженное, иногда слабое, едва слышное, иногда с паузами до 5-10 секунд, которые сменяются учащенными дыхательными движениями. Именно это может тревожить родителей. Порой даже кажется, что малыш просто забывает дышать, столь длителен перерыв между выдохом и очередным вдохом. Такие скачки, как правило, связаны с незрелостью дыхательного центра.

Что это значит? Например, малыши, появившиеся на свет в 37 и 42 недели, считаются одинаково доношенными, но степень зрелости их органов и систем сильно отличаются: у рожденного раньше есть вероятность того, что какие-то системы сразу не смогут выполнять свои функции на необходимом уровне. Это не заболевание, а особое состояние, и через некоторое время все нормализуется.

Причины дыхательных расстройств

У взрослых и детей постарше в процессе дыхания задействованы мышцы грудной клетки и мышцы брюшного пресса, а также диафрагма — мышца, отделяющая грудную полость от брюшной. Дыхание с участием этих мышц называется грудным или грудобрюшным.

А у малыша дыхательная мускулатура развита слабо, он дышит, главным образом, за счет сокращения диафрагмы (это брюшной или диафрагмальный тип дыхания), которая опускается во время вдоха и поднимается при выдохе. Однако, опускаясь, диафрагма преодолевает сопротивление органов брюшной полости, на которые, по сути, «ложится».

Поэтому у младенцев нарушение функций дыхания часто идет вместе с проблемами пищеварения: при запорах, избыточном газообразовании, кишечных коликах происходит переполнение кишечника и увеличение его объема.

Сократительная функция диафрагмы нарушается, и, следовательно, затрудняется дыхание. Поэтому так важны регулярный стул и отсутствие избыточного газообразования.

Проще всего детскому организму регулировать эти моменты удаётся при грудном вскармливании.

Мы уже выяснили, что, восполняя недостаток кислорода, малыш дышит часто. Намного чаще взрослого. Но и этот компенсаторный механизм не всегда дает желанный результат. Перегревание, кормление, беспокойство или крик, любая нагрузка также могут заставлять делать вдохи-выдохи быстрее.

Если ускорения не зашкаливают чрезмерно (не больше 60 дыхательных движений в минуту) и ребенок быстро возвращается к допустимому числу вдохов-выдохов, у него нет затруднения дыхания, посинения кожных покровов, беспокоиться не стоит.

Интересный факт: оказывается, новорожденные совершенно не умеют дышать ртом. При этом их носовые ходы очень узкие и, как и остальные верхние дыхательные пути, обильно снабжаются кровью, а значит, могут легко отекать. Например, отеку способствует любой воспалительный процесс в носоглотке у малыша. Состояние это серьезно нарушает и сон, и процесс кормления.

Конечно, в идеале насморк лучше предотвратить, но раз уж он появился, главное — избавить ребенка от отека слизистой носоглотки и добиться, чтобы в дыхательные пути поступало необходимое количество воздуха. Любую терапию и процедуры следует обсуждать с врачом, консультация которого, когда речь идет о младенце, необходима немедленно при малейших признаках насморка.

Зато у детей раннего возраста никогда не бывает ни гайморита, ни фронтита, поскольку нет и придаточных пазух носа (они начинают формироваться только к 3 годам). Такая вот особенность!

Чтобы кроха «помнил» о необходимости такого важного дела, как дыхание, ему нужен очень частый тактильный контакт: в идеале с мамой или с кем-то из взрослых. Особенно это касается деток, у которых часты паузы после выдоха. Да и во время сна, особенно ночного, любого малыша не стоит оставлять совершенно одного.

Интересно следующее наблюдение: когда ребенок лежит рядом с мамой, чувствует и слышит ее дыхание, ритм (не путать с темпом) его собственного дыхания выравнивается, подстраиваясь под дыхание матери. То есть мама служит чаду своеобразным метрономом.

Мамы часто проверяют, дышит ли малыш, подводя руку или зеркальце к его носику. Намного проще взглянуть на маленький животик или приложить ладошку к нему. Если чувствуете движение — все в порядке!

Шумный выдох

Синдром «влажных легких», или транзиторное тахипноэ новорожденных, нередко (но не всегда) развивается у доношенных деток, появившихся на свет в результате операции планового кесарева сечения.

Они не проходили по родовым путям, не испытали стресс, в их кровь не попали адреналин и норадреналин, значит, дыхательный центр головного мозга не получил должной стимуляции.

Но главное, в легких осталась жидкость: ведь плод не испытал давления на грудную клетку, неизбежного при рождении естественным образом и приводящего к изгнанию упомянутой жидкости.

Помимо операции кесарева сечения или вместе с ней транзиторное тахипноэ могут спровоцировать эндокринные патологии у мамы (например, сахарный диабет), рождение на сроке 37- 38 недель, когда беременность считается доношенной, но малышу не хватило еще немного времени, чтобы увереннее чувствовать себя вне материнского лона.

Основной симптом «влажных легких» — появляющаяся с первых минут жизни и нарастающая в течение нескольких часов одышка, когда малыш ежеминутно делает 60 и больше дыхательных движений для того, чтоб компенсировать недостаток кислорода в организме, вызванный задержкой жидкости в легких.

Это состояние непременно сопровождается еще одним симптомом: особенными, шумными выдохами, которые необходимы, чтобы расправить легкие.

К концу первых (изредка вторых-третьих) суток жизни одышка проходит самостоятельно, что отличает транзиторное тахипноэ от других состояний. Кроме того, оно не оставляет никаких последствий и редко требует лечения.

Возможно, чтобы справиться с проблемой быстрее, младенцу понадобится кислородная маска. Несколько дней он будет находиться под наблюдением неонатолога. Такое повышенное внимание к малышу необходимо потому, что подобно транзиторному тахипноэ могу начинаться и некоторые инфекционные заболевания.

Звучный вдох

Еще в роддоме мама может обратить внимание: очень уж шумно вдыхает малыш. Звук напоминает свист, сопение, петушиный писк. Такие рулады могут быть постоянными, иногда «сопровождают» сон, плач или крик. Скорее всего, речь идет о стридоре, или шумном вдохе.

Причин такого состояния несколько. Например, анатомо-физиологическая особенность любого новорожденного — очень мягкие хрящи гортани. При вдохе они соединяются и начинают вибрировать под воздействием воздуха. Необычные звуки издают и малыши, имеющие слабые мышцы в области гортани. Еще один провокатор — увеличенная вилочковая железа, тимус.

Если неонатологи видят, что стридор не мешает нормально кушать, дышать, набирать вес, ребенка выпишут домой. Но в 2-3 месяца его стоит показать лору, поскольку шумный вдох может быть симптомом ряда настоящих заболеваний.

Малыша со стридором надо особенно тщательно оберегать от простудных заболеваний, поскольку на их фоне это состояние может прогрессировать. Если оно развилось из-за большой вилочковой железы (тимуса), детям категорически не показано лежать на спине, поскольку тимус, образно говоря, будет давить, подобно камню на груди.

По какой бы причине ни развивалось шумное дыхание, к году оно самостоятельно проходит у большинства деток, в противном случае требуется дополнительное обследование.

Пройдет не один год, прежде чем дыхательная система ребенка станет отлаженным, более совершенным и менее уязвимым механизмом. А пока мы, родители, будем всегда рядом, всегда прислушиваться к каждому вздоху своего ребенка, не ослабляя внимания, но и не поддаваясь панике.

Источник: https://vseorebenke.ru/zdorove-i-gigiena/dyhanie-u-rebenka-norma-i-otkloneniya/

Советы больному
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: