Мазок из носоглотки на менингококк

Содержание
  1. Исследование мазка из глотки на микрофлору
  2. Когда назначают мазок
  3. Подготовка к проведению исследования
  4. Как проходит исследование
  5. Трактование результатов мазка
  6. Методы диагностики менингита и менингококковой инфекции
  7. Диагностика менингококковой инфекции с использованием общеклинических методов исследования
  8. Исследование спинномозговой жидкости с целью диагностики менингококкового менингита
  9. Диагностика менингококковой инфекции с использованием бактериоскопического метода исследования
  10. Диагностика менингококковой инфекции с использованием бактериологического метода исследования
  11. Диагностика менингококковой инфекции с использованием серологических методов исследования
  12. Применение ПЦР для диагностики менингококковой инфекции
  13. Использование дополнительных методов исследования
  14. Дифференциальная диагностика менингококковой инфекции
  15. Мазок из носоглотки на менингококк
  16. Мазок на менингококк
  17. Лечения менингококковой инфекции
  18. Мазок на менингококк алгоритм
  19. Взятие мазка на менингококк
  20. Выполнение процедуры:
  21. Взятие мочи на общий анализ
  22. Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды:
  23. Инфекционные заболевания. Взятие мазка из носоглотки
  24. Введение
  25. Противопоказания и осложнения
  26. Средства индивидуальной защиты
  27. Набор для забора мазка
  28. Инструкция по взятию мазка из носоглотки
  29. Хранение и транспортировка материалов

Исследование мазка из глотки на микрофлору

Мазок из носоглотки на менингококк

Для диагностики микрофлоры зева принято использовать методику взятия мазка из горла, точнее, с его слизистой. Данная процедура поможет врачам определиться с наличием бактерий того или иного типа в организме и назначить соответствующую терапию.

Когда назначают мазок

Мазок из глотки может быть назначен специалистами для профилактического исследования пациента, при прохождении медицинского осмотра перед трудоустройством на место, связанное с пищевой отраслью, работой с детьми, в больницы и прочие места подобного плана.

То есть в случаях, если работа связана с людьми или пищевыми продуктами. По результатам такого анализа врачи дают заключение, является ли обследуемый здоровым, может ли он претендовать на определенную должность.

Также мазок из глотки важно сдавать всем беременным, чтобы предупредить возникновение тех заболеваний, которые могут осложнить ход беременности или даже прервать ее.

Данный анализ делают детям при подготовке к посещению детского сада, яслей, чтобы предотвратить вспышки инфекционных заболеваний в детских коллективах. Также нужны подобные мазки при госпитализациях, проводимых для различных оперативных вмешательств.

В данном случае они позволят избежать ненужных осложнений реабилитационного периода, которые могут возникать из-за микроорганизмов, живущих на слизистой.

При наличии контакта с инфицированными людьми, которые переносят контагиозные микробные заболевания, во избежание возникновения эпидемии и дальнейшего распространения болезни также проводится процедура взятия мазка из зева.

Если в ходе лечения необходимо точно подобрать препарат, воздействующий на возбудителей, то мазок поможет их точно идентифицировать и лечить. Также мазки берут при ангинах, различных болезнях ЛОР-области. Таким образом, можно сказать, что мазок способен продемонстрировать наличие или отсутствие болезнетворных бактерий в организме и точно их идентифицировать для избрания тактики лечения.

Подготовка к проведению исследования

Перед взятием мазка из глотки необходимо правильно подготовиться к данному процессу. Например, употребление пищи и чистка зубов могут снизить концентрацию бактерий в момент взятия флоры, что даст ошибочное представление о присутствии тех или иных бактерий и течении заболевания.

Поэтому в день проведения процедуры с утра лучше вообще ничего не брать в рот – ни еду, ни питье, ни гигиенические растворы.

Также накануне анализа следует отказаться еще и от:

  • растворов или ополаскивателей с антисептиками, применяемых в ротовой полости, за 2-3 суток до взятия анализа;
  • спреев или мазей с антибиотиками или противомикробными компонентами для горла за 2-3 дня до момента взятия мазка;
  • жевательной резинки.

Растворы или спреи для полости рта и горла могут убить все микробы, которые будут находиться в полости, но не устранят их причину. При исследовании мазка из горла реальное количество и состав микроорганизмов установить не удастся, и лечение будет назначено не соответствующее.

Бактериям накануне исследования необходимо позволить размножиться по максимуму, чтобы на слизистой можно было легко выявить их реальную концентрацию. Таким образом бороться с причиной болезни можно будет гораздо эффективнее.

Как проходит исследование

Чтобы взять мазок из глотки, больному нужно широко раскрыть рот и запрокинуть голову. Язык пациента прижимается к нижней челюсти шпателем, а по открывшейся поверхности зева специалист проводит стерильным ватным тампоном, который насаживается на длинную металлическую спицу для удобства манипулирования. Болезненности процедура вызвать не может, ощущений у пациента не возникает никаких.

Однако при развитом рвотном рефлексе он может побеспокоить. Но короткая длительность процедуры и голодание накануне не позволит данному процессу закончиться чем-то, кроме позывов.

Металлическую палочку с ватным тампоном после взятия укладывают в стерильную банку, в которой для бактерий создаются особые условия для комфортного существования.

Это необходимо для того, чтобы микроорганизмы оставались активными вплоть до того момента, пока анализы не попадут на исследование в лабораторию.

Здесь весь собранный материал будет размещаться в определенные питательные среды и уже по этому можно будет сделать выводы о том, какое заболевание необходимо лечить у пациента.

Трактование результатов мазка

Результаты мазков из глотки можно качественно трактовать, если знать причины проведения конкретного анализа. Только само назначение, то есть та причина, которая побудила врача отправить пациента на мазок, может определить, что важнее – количество или вид микроорганизма, а также предопределит дальнейшую терапию.

В бланк с результатами исследования мазков из горла вписывают те микроорганизмы, которые имеют место быть в слизистой оболочке. Возле каждого латинского названия микроорганизма будет проставлено и числовое значение его содержания в мазке.

В норме в зеве всегда есть такие бактерии, как зеленящий стрептококк, пневмококки, неболезнетворные нейссерии, эпидермальные стафилококки, малая концентрация Кандиды.

А среди аномальных микроорганизмов, которые специалисты могут выявить, следует назвать Кандиду альбиканс, возбудители коклюша, дифтерии, гемолитические стрептококки А-группы.

Наиболее обширными по зоне возможных заболеваний являются стрептококки, вызывающие ангину, фарингит, пневмонию, скарлатину и прочие заболевания. Чтобы врач мог быть уверенным в том, что в болезни пациента отсутствует аллергическая подоплека (точнее, в ее выражениях) берут мазки на лейкоциты и эозинофилы, которые принимают участие в формировании аллергических проявлений.

Условно-патогенные бактерии – стафилококки – могут вызывать заболевания в определенных условиях, например, когда возникает переохлаждение организма, ослабляется иммунитет, возникает авитаминоз. На их наличие также берут мазок из глотки.

Все результаты исследований мазка из глотки передаются тому врачу, который выписал направление пациенту на его прохождение. Данный специалист самостоятельно разбирается в полученных результатах, выставляет диагноз и назначает медикаментозную терапию.

Таким образом, мазок из глотки на выявление болезнетворных микроорганизмов помогает врачу безболезненно определить источники возникновения заболеваний, провести диагностику и назначить эффективное лечение, не прибегая к тяжелым исследовательским методикам.

Источники

  1. Лабораторные и инструментальные исследования в диагностике: Справочник / Пер. с англ. В. Ю. Халатова; под. ред. В. Н. Титова. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – 960 с.

Извозчикова Нина Владиславовна

Специальность: инфекционист, гастроэнтеролог, пульмонолог.

Общий стаж: 35 лет.

Образование: 1975-1982, 1ММИ, сан-гиг, высшая квалификация, врач-инфекционист.

Ученая степень: врач высшей категории, кандидат медицинских наук.

Повышение квалификации:

  1. Инфекционные болезни.
  2. Паразитарные заболевания.
  3. Неотложные состояния.
  4. ВИЧ.

Источник: https://FoodandHealth.ru/meduslugi/issledovanie-mazka-iz-glotki-na-mikrofloru/

Методы диагностики менингита и менингококковой инфекции

Мазок из носоглотки на менингококк

Менингококковая инфекция носит спорадический характер, однако, несмотря на это, она является одной из самых опасных и непредсказуемых по молниеносности течения. 1/3 всех случаев составляют гипертоксические, молниеносные формы, которые часто заканчиваются смертью больного.

Течение менингококковой инфекции зависит от ранней диагностики и адекватной стартовой терапии на всех этапах лечения.

Диагностика менингококковой инфекции основана на эпидемиологических данных, данных, полученных в результате опроса больного, общеклинических и лабораторных методах исследования.

При помощи бактериоскопии можно обнаружить возбудитель и провести анализ клеточного состава ликвора. Бактериологическое исследование проводится для получения чистой культуры менингококков (Neisseria meningitidis). Серологический метод позволяет выявить бактериальные антигены и антитела в сыворотке крови.

Материалом для исследования являются слизь из носоглотки, спиномозговая жидкость (ликвор), кровь и гной, соскоб кожи из области геморрагических высыпаний.

Рис. 1. На фото тяжелая форма менингококкового сепсиса у детей.

Диагностика менингококковой инфекции с использованием общеклинических методов исследования

  • Менингококковый назофарингит протекает с небольшим лейкоцитозом и нормальной или слегка увеличенной СОЭ. При диагностике менингококкового назофарингита используются эпидемиологические и данные бактериологического обследования. На основании только клинических данных данное заболевание диагностировать чрезвычайно трудно.
  • Генерализованные формы заболевания протекают с выраженным нейтрофильным лейкоцитозом и значительным сдвигом в формуле, из периферической крови исчезают эозинофилы, увеличивается СОЭ.
  • Токсическая форма менингококцемии протекает с тромбоцитопенией и небольшой анемией. О сгущении крови в сосудистом русле говорит повышенный уровень гематокрита. Развившаяся лейкопения говорит о нарастании тяжелой интоксикации и является плохим прогностическим признаком. В крови падает уровень тромбоцитов, изменяется коагулограмма. Появляются признаки метаболического ацидоза и нарушения электролитного состава крови.
  • Появление в моче следов белка, цилиндров и единичных эритроцитов говорит о токсическом поражении почек. Значительное увеличение белка, зернистых цилиндров и эритроцитов говорит о развитии острой почечной недостаточности.

При массовой гибели менингококков выделяются эндотоксины, воздействие которых на внутренние органы и системы организма определяют клиническую картину заболевания, тяжесть которого диктует применение определенного объема исследований.

Рис. 2. На фото менингококцемия у детей.

Исследование спинномозговой жидкости с целью диагностики менингококкового менингита

Исследование спинномозговой жидкости при диагностике менингита имеет решающее значение. Забор спинномозговой жидкости осуществляется при люмбальной пункции.

  • При явлениях менингизма клеточный состав спинномозговой жидкости остается нормальным, отмечается ее незначительное повышенное давление.
  • В первые часы заболевания (фаза серозного воспаления) ликвор остается прозрачным, отмечается небольшое повышение клеточных элементов (до 50 — 200 клеток) с преобладанием лимфоцитов. Антибиотикотерапия в этот период всегда дает положительный эффект.
  • К концу первых суток серозное воспаление переходит в гнойное. Спиномозговая жидкость становится мутной. Цитоз достигает высоких цифр (несколько тысяч в 1 мм3). До 90% его клеточного состава составляют нейтрофиллы. белка невысокое. Показатель уровня сахара умеренно снижен. Уровень глобулинов в ликворе значительно повышен (реакция Нонне-Апельта резко положительная).

Спиномозговая жидкость подлежит общеклиническому, бактериологическому и биохимическому исследованию, для чего готовится 3 пробирки. Ликвор в 4-й пробирке остается в отделении. За ним устанавливается наблюдение на предмет образования пленки, характерной для туберкулезного менингита.

Рис. 3. На фото слева вид ликвора при гнойном менингите. На фото справа менингококки из спинномозговой жидкости (бактериоскопия) больного менингитом.

При генерализованных формах менингококковой инфекции исследуется кислотно-основное состояние и электролиты плазмы крови. При менингококковом сепсисе контролируются показатели свертывающей системы крови и проводятся почечные тесты.

Диагностика менингококковой инфекции с использованием бактериоскопического метода исследования

Анализ на туберкулез методом прямой бактериоскопии является наиболее простым и быстрым способом обнаружения микобактерий в исследуемом материале. Выявить наличие возбудителя можно в течение одного часа. Данная методика используется для экспресс диагностики.

Для бактериоскопического исследования применяется мазок, взятый из носоглотки, толстая капля крови и ликвор. Мазки окрашиваются по Граму или обрабатываются метиленовым синим.

Менингококки представляют собой диплококки (сдвоенные кокки бобовидной формы) размером от 0,6 до 0,8 мкм. При окрашивании по Граму приобретают розовую окраску (грамотрицательные). Располагаются внутри и внеклеточно.

  • Мазок из носоглотки берется натощак специальным стерильным тампоном, укрепленным на алюминиевой проволоке.
  • При приготовлении мазков из спинномозговой жидкости обращают внимание на внешний вид биологического материала. При гнойном характере ликвора мазки готовятся из осадка, который получают при центрифугировании материала.
  • Кровь для бактериоскопического исследования берется при ее заборе из вены. Далее готовится препарат толстой капли, который окрашивается метиленовым синим.

Рис. 4. На фото Neisseria meningitidis (вид под микроскопом). Окраска по Граму.

Рис. 5. Приготовление мазков толстой капли. В препарате (фото справа) видны менингококки, окрашенные в темно-синий цвет (окраска метиленовым синим).

Рис. 6. Менингококки в цитоплазме нейтрофильного лейкоцита у больного тяжелой генерализованной формой менингококковой инфекции.

Диагностика менингококковой инфекции с использованием бактериологического метода исследования

Анализ на менингококк методом посева биологического материала (культуральный метод) более чувствителен, чем бактериоскопия. Для исследования используются мазки носоглоточной слизи, кровь, плевральная жидкость и ликвор. Ответ врач получает через 4 суток.

Менингококки хорошо растут на средах, которые содержат нативный белок (сыворотка и кровь, асцитическая жидкость, яичный белок). Оптимальная температура роста 38-36 ° С. На простых средах микробы не растут.

Neisseria meningitidis являются аэробами (живут и развиваются только в присутствии кислорода). Для получения чистой культуры в питательные среды добавляют антибиотики, которые подавляют рост сопутствующей микрофлоры.

После получения роста колоний менингококков проводится тест на чувствительность к антибиотикам.

Рис. 7. Neisseria meningitidis при росте на сывороточном агаре. Колонии менингококков слегка выпуклые, полупрозрачные, с гладкой поверхностью и ровными краями, в проходящем свете имеют голубоватый оттенок.

Диагностика менингококковой инфекции с использованием серологических методов исследования

Серологические исследования используются для выявления антител в организме человека, вырабатываемых против антигенов менингококков. Данная методика используется для ретроспективной диагностики и применяется с интервалом от 7 до 12 дней. С целью обнаружения антигенов возбудителя используются реакции агглютинации.

В последнее время для выявления специфических антител в крови больного или спинномозговой жидкости стали применяться экспресс-методики:

  • методика иммунофлюоресценции,
  • реакция энзиммеченых антител,
  • реакция преципитации в геле,
  • иммуноэлектрофорез с групповыми преципитирующими антисыво­ротками,
  • методика встречного иммуноэлектрофореза (ВИЭФ),
  • иммуноферментный анализ (ИФА),
  • радиоиммунологические методы.

Применение ПЦР для диагностики менингококковой инфекции

Диагностика коклюша с применением ПЦР (полимеразной цепной реакции) является самой перспективной методикой в современных условиях.

Высокая чувствительность теста позволяет выявлять ДНК бактерий, даже если в исследуемом материале их несколько десятков и даже единиц. Данный метод является высокоспецифичным.

Его особая ценность заключается в том, что выявление менингококков в биологическом материале становится возможным, когда другие методы исследования дают отрицательный результат.

Рис. 8. Методика ПЦР является высокоспецифичной и позволяет выявлять ДНК бактерий, даже если их в исследуемом материале несколько десятков и даже единиц.

Использование дополнительных методов исследования

Из дополнительных методов исследования применяются электрокардиограмма (ЭКГ), фонокардиография (ФКГ), электроэнцефалограмма (ЭЭГ), компьютерная томография головного мозга (КТ), нейросонография (НСГ), цветовое доплеровское картирование и др.

При необходимости к обследованию больных привлекаются врачи разных специальностей — окулисты, отоларингологи, невропатологи.

Рис. 9. Электроэнцефалограмма позволяет выявлять структурные изменения в головном мозге.

Рис. 10. Компьютерная томография головного мозга позволяет выявлять наличие гематом, гидроцефалию и другие объемные поражения, локализующихся в головном мозге.

Рис. 11. Электрокардиограмма позволяет исследовать и регистрировать электрические поля, образующиеся при работе сердца.

Рис. 12. Нейросонография (ультразвуковое исследование) используется для исследования у детей в возрасте до 1-го года структур полости черепа.

Дифференциальная диагностика менингококковой инфекции

  • Менингококковый менингит следует дифференцировать с менингитами, вызванными стафилококками, стрептококками, клебсиеллами, синегнойной и гемофильной палочками, грибами, тяжелой формой дизентерии, сальменеллеза и брюшного тифа.
  • Менингококцемию, протекающую с сыпью, следует отличать от краснухи, кори, скарлатины, иерсиниоза, геморрагических васкулитов, тромбопенических состояний и сепсиса.
  • Менингококковую инфекцию, протекающую с поражением центральной нервной системы, следует дифференцировать от острых респираторных вирусных инфекций, в том числе гриппа, протекающих с явлениями поражения головного мозга и его оболочек.

Рис. 13. На фото менингококцемия у взрослого.

Ранняя диагностика менингококковой инфекции и своевременно начатое лечение обеспечивает благоприятный исход заболевания.

 

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Статьи раздела «Менингококковая инфекция»Самое популярное  

Источник: https://microbak.ru/infekcionnye-zabolevaniya/meningokokkovaya-infekciya/diagnozt.html

Мазок из носоглотки на менингококк

Мазок из носоглотки на менингококк

  • 4. Менингококцемия
    • a. Менингит
    • b. Менингоэнцефалит
    • c. Эндокардит
    • d. Полиартрит
    • e. Иридоциклит
    • f. Пневмония
    • g. Артрит

    Цереброспинальный менингит, нападает на человека внезапно, начинается с сильной головной болью, рвоты, высокой температуры до 41*, появляется лихорадка, могут быть галлюцинации, ригидность, человек подгибает колени, а голову

    запрокидывает назад, появляется светобоязнь. Но симптомы менингита могут немного варьировать, поскольку менингит может быть вызван различными микробами. Для точного диагноза проводят микробиологические анализы.

    При генерализованных формах менингококка, иммунная система сохраняется крепкой, по этому развития повторных заболеваний довольно редкий случай. Так происходит потому что, присутствует невосприимчивость к этой бактерии, с появлением против — менингококковых бактерицидных АТ.

    По исследованием показало что дети с полугодовалого возраста и до десяти лет имеют низкий уровень АТ, у детей с десяти до пятнадцати лет уровень начинает увеличиваться. Повышения наблюдается в связи с реакцией полисахаридов менингококков А и С, при этом защищает АТ.

    Мазок на менингококк

    Мазок берут у пациентов с заболеванием менингит, хотя для более точного диагноза проводят пункцию.

    Для проведения анализа на менингококк используют метод мазка. Пациент перед сдачей не должен употреблять пищу. Сдается утром на голодный желудок, после сдачи анализа, необходимо доставить исследуемый материал в лабораторию в течении двух часов. Для забора слизи из носоглотки необходима приготовить ватный тампон, шпатель и посуду с сывороточным агарном и менингококковой средой.

    Перед этим врач, ставит посуду с менингококковой средой в термостат на 20 минут, что бы его температура была 37*С Далее берется стержень с ватным тампоном, его нужно согнуть так, что бы угол был 135* примерно на 5 см до конца ватки. При этом сгибать его нужно о края пробирки.

    Левой рукой доктор прижимает язык пациента шпателем, а правой рукой вводит стерильный тампон, не задевая при этом зубы, щеки и язык, в носовую часть глотки, забирая от туда слизь. На этом забор слизи из носоглотки на менингококк для пациента закончен, остается лишь врачу, «перенести» содержимое на питательную среду штриховыми движениями.

    Посуда «петри» закрывается с содержимым крышкой, вата помещается в пробирку. В течении двух часов слизь будет доставлена в лабораторию.

    После взятия анализа на менингококк используемые приборы необходимо продезинфицировать.

    Лечения менингококковой инфекции

    Проводится несколько способов на ликвидацию инфекции менингококка, назначаются антибиотики совместно с диуретиками, так же сочетают лечения с симптоматическими средствами, седативными препаратами. Если пациент не переносит пенициллин, его заменяют левомицетином либо рифампицином. Эффективны в лечении ампициллины и оксацеллины.

    Меры поведения при инфекции менингококка:

    a. Выявить инфекцию

    b. Изолировать больного

    c. Вылечить больного

    Для профилактики и укрепления иммунитета вводят иммуноглобулин, он помогает в течении нескольких месяцев поддерживать иммунную систему.

    Мазок на менингококк алгоритм

    Приготовить:

    — стерильные пробирки с сухим ватным изогнутым тампоном;

    — штатив для пробирок;

    — стерильный шпатель в лотке;

    — бланк-направление в лабораторию;

    — чашку Петри с питательной средой;

    — бикс для транспортировки пробирок;

    1. Вымыть и осушить руки.

    2. Надеть перчатки, маску.

    3. Поставить на пробирке (чашке Петри) стеклографом номер, соответствующий номеру в направ­лении.

    4. Установить пробирку в штатив.

    5. Усадить ребенка лицом к источнику света (при необходимости зафиксировать его с помощью по­мощника).

    6. Попросить ребенка открыть рот.

    7. Нажать шпателем на корень языка левой рукой.

    8. Ввести тампон изогнутым концом вверх под мягкое небо в носоглотку (не касаясь зубов, язы­ка), по шпателю.

    Рис. 45. Мазок из носоглотки на менингококк

    9. Собрать слизь из носоглотки легким движени­ем, проведя 2-3 раза.

    10. Извлечь тампон из ротовой полости и помес­тить в пробирку, не касаясь ее краев, предваритель­но произведя посев на чашку Петри с питательной средой (не нарушая целости поверхности).

    11. Вымыть и обработать руки антисептическим раствором.

    12. Выписать направление по образцу.

    13. Отправить материал в лабораторию (при t + 37°; + 38°С),

    Примечание: Забор материала производить на­тощак, до приема лекарства, до орошения полости рта дезрастворами, до чистки зубов, до назначения антибиотиков.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения:На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8966 — | 7230 — или читать все.

    78.85.4.207 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    Показания:

    · Подозрение на менингококковую инфекцию.

    · Контактные с больным менингококковой инфекцией.

    Оснащение:

    · Стерильная пробирка с металлическим стержнем с сухим ватным тампоном.

    · Штатив для пробирок.

    · Ёмкость с дезраствором.

    · Бланк направления в лабораторию.

    Алгоритм выполнения:

    1. Заполнить бланк направления.

    2. Психологически подготовить ребёнка (мать).

    3. Вымыть руки, надеть маску, перчатки.

    4. Усадить ребёнка на стул или на колени помощнику. Помощник усаживает ребёнка к себе на колени, удерживая ноги своими скрещенными ногами, голову фиксирует одной рукой за лоб, другой обхватывает руки.

    5. Вынуть стержень из пробирки на 2/3 его длины и согнуть о внутреннюю стенку пробирки под углом 135 градусов на расстоянии 3 – 4 см от нижнео конца, удерживая пробирку левой рукой. Поставить пробирку в штатив.

    6. Левой рукой ввести шпатель в рот ребёнку, надавить на корень языка.

    7. Правой рукой ввести тампон в рот изогнутым концом кверху за мягкое нёбо (под язычок) и 2 – 3 раза провести по задней стенке глотки. Не касаться тампоном зубов, слизистой рта и языка!

    8. Вынуть тампон, шпатель опустить в ёмкость с дезраствором.

    9. Тампон сразу же ввести в стерильную пробирку.

    10. Материал отправить в бактериологическую лабораторию в специальном контейнере не позднее 1 часа после взятия мазка. В холодное время года – в сумке-термосе.

    Взятие мазков со слизистой зева и носа на микрофлору.

    Цель:

    · Установить характер бактериальной флоры.

    · Определить устойчивость выделенной микрофлоры к антибиотикам.

    Оснащение:

    · Две стерильные пробирки с металлическими стержнями с сухими ватными тампонами.

    · Штатив для пробирок.

    · Ёмкость с дезраствором.

    · Бланки направления в лабораторию.

    Условия выполнения:

    · Утром натощак до приёма лекарств и полоскания рта и зева.

    · В срочных случаях можно взять в течение дня, но не ранее, чем через 2 – 3 часа после приёма пищи.

    Алгоритм выполнения:

    1. Заполнить бланк направления.

    2. Психологически подготовить ребёнка (мать).

    3. Вымыть руки, надеть маску, перчатки.

    4. Усадить ребёнка на стул или на колени помощнику. Помощник усаживает ребёнка к себе на колени, удерживая ноги своими скрещенными ногами, голову фиксирует одной рукой за лоб, другой обхватывает руки.

    5. Вынуть стержень из пробирки, не касаясь её краёв, удерживая пробирку левой рукой. Поставить пробирку в штатив.

    6. Левой рукой ввести шпатель в рот ребёнку, надавить на корень языка.

    7. Правой рукой ввести тампон в рот. Не касаясь тампоном зубов, слизистой рта и языка, снять слизь с миндалин и дужек на границе поражённого участка и здоровой слизистой, слегка нажимая. Последовательность движения тампона: миндалина, дужка, язычок, дужка и миндалина с другой стороны.

    8. Вынуть тампон, шпатель опустить в ёмкость с дезраствором.

    9. Тампон сразу же ввести в стерильную пробирку, не касаясь её краёв и стенок.

    10. Мазок из носа берётся другим тампоном, который вводится в носовые ходы достаточно глубоко (вначале в один носовой ход, затем в другой).

    11. Материал отправить в бактериологическую лабораторию в специальном контейнере не позднее 1 часа после взятия мазка.

    Подготовка ребёнка к инструментальным методам исследования.

    Подготовка ребёнка к рентгенологическому исследованию пищевода, желудка и тонкой кишки.

    1. За 2 – 3 дня до исследования из диеты исключают продукты, способствующие газообразованию и вызывающие метеоризм (чёрный хлеб, картофель, квашеную капусту, молоко, бобовые. Большое количество фруктов.

    2. Накануне исследования ужин не позднее 20. 00 часов.

    3. Вечером накануне исследования сделать очистительную клизму.

    4. Утром в день исследования ребёнок не должен ни есть, ни пить.

    5. Не позднее, чем за 2 часа до исследования, сделать очистительную клизму.

    6. Медсестра обязана доставить ребёнка в рентгеновский кабинет, по просьбе врача-рентгенолога вводить больному лекарственные препараты.

    В экстренных случаях подготовка к рентгенологическому исследованию не проводится.

    Подготовка ребёнка к рентгенологическому исследованию толстой кишки.

    Проводится через 24 часа после рентгенологического исследования верхних отделов органов пищеварительного тракта. Подготовка не требуется.

    Цель; собрать материал для бактериологического исследования.

    Стерильные пробирки с сухими изогнутым ватными тампонами, укрепленными на концах стержней;

    Штатив для пробирок;

    Стерильный шпатель в лотке;

    Бланк — направления в лабораторию;

    Забор материала проводится натощак

    I. Подготовка к процедуре

    II. Выполнение процедуры

    III. Завершение процедуры.

    Задача №20

    Вызов к ребёнку 5-ти лет. В течение 20-ти минут судороги неясной этиологии. Необходимо определить уровень глюкозурии.

    Задание: продемонстрируйте определение уровня сахара в крови.

    Техника определения глюкозы крови

    Шаг1. Извлеките тест-полоску из флакона. Флакон сразу же закройте крышкой. Введите тест-полоску контактными полосами и лицевой стороной вверх в зону ввода тест-полоски. Убедитесь, что тест-полоска вошла до упора.

    Прибор включится автоматически. На экране появится номер кода тест-полоски и символ с установленными единицами измерения.

    Проверьте, совпадает ли номер кода на экране с номером кода на флаконе используемых тест-полосок.

    Шаг2. Выберите место для прокола. Каплю крови лучше получить из пальца.

    Шаг3. Проколите палец. Для этого плотно прижмите ручку к кончику пальца. Нажмите кнопку спуска.

    Шаг 4. Когда на экране появится символ «о» поднесите каплю крови к зоне теста тест-полоски и удерживайте её в таком положении.

    Результат анализа уровня глюкозы в крови появится на экране после того, как прибор отсчитает 5 секунд в обратном порядке

    Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 4897 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

  • Источник: https://bimimi.ru/gorlo/mazok-iz-nosoglotki-na-meningokokk.html

    Взятие мазка на менингококк

    Мазок из носоглотки на менингококк

    Цель:Взять содержимое носа и зева для бактериологического исследования.

    Показания:Назначение врача.

    Противопоказания:Нет.

    Оснащение:

    • Стерильные: пробирки с тампонами, лоток, шпатель;
    • Теплую грелку, штатив для пробирок, лоток для сброса, бланки направлений, ручку, стеклограф, емкость с дезинфицирующим раствором.

    Возможные проблемы пациента:

    • Неприязнь и страх.
    • Не может открыть рот, ожог кожи и др

    Выполнение процедуры:

    1. Установить доверительные отношения с пациентом, объяснить цель и ход процедуры;

    2. Помыть и просушить руки;

    3. Надеть перчатки и маску-респиратор;

    4. Промаркировать пробирку;

    5. Промаркировать чашки Петри;

    6. Усадить удобно пациента лицом к свету;

    7. Взять правой рукой стерильный ватный тампон;

    8. Изогнуть проволоку тампона о край пробирки под углом 135о;

    9. Взять стерильный шпатель левой рукой;

    10. Попросить пациента широко открыть рот;

    11. Зафиксировать язык;

    12. Завести тампон концом вверх за мягкое небо в носоглотку правой рукой;

    13. Провести 2 – 3 раза по задней стенке носоглотки сверху вниз;

    14. Извлечь тампон, не касаясь щек, языка, зубов;

    15. Поместить шпатель в лоток для сброса;

    16. Ввести тампон в пробирку, не касаясь наружной поверхности и дна пробирки;

    17. Закрыть плотно пробирку пробкой;

    18. Пробирка немедленно ставится в термостат;

    19. Оформить направление в бактериологическую лабораторию;

    20. Отправить материал в лабораторию в сумке «термос»;

    21. Провести дезинфекцию шпателя и лотка;

    22. Снять маску, перчатки;

    23. Вымыть и просушить руки.

    Оценка достигнутых результатов: материал для бактериологического исследования собран.

    Обучение пациента или его родственников:Консультативный тип вмешательства в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медицинской сестры

    Взятие мочи на общий анализ

    Цель: Собрать утреннюю порцию мочи в чистую и сухую банку в количестве 150 – 200 мл.

    Показания:По назначению врача.

    Противопоказания:Нет.

    Оснащение:

    1. Банка чистая и сухая, емкостью 200 – 300 мл.

    2. Этикетка-направление.

    3. Кувшин с водой.

    4. Мыло.

    5. Салфетка или полотенце.

    Выявление возможных проблем. связанных с данным вмешательством:

    1. Общая слабость

    2. Сниженная интеллектуальная способность.

    3. Необоснованный отказ от вмешательства и др.

    Последовательность действий м/с с обеспечением безопасности окружающей среды:

    1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.

    2. Попросите пациента утром провести гигиенический туалет наружных половых органов.

    3. Оформите направление и подпишите посуду для сбора материала.

    4. Дайте пациенту чистую, сухую банку.

    5. Предложите собрать в банку среднюю порцию 150-200 мл утренней свежевыпущенной мочи.

    6. Поставьте банку в специальный ящик в санитарной комнате.

    7. Проследите за доставкой мочи в лабораторию (не позднее 1 часа после сбора мочи).

    Оценка показателей:

    Удельный вес: 1,008 – 1,025

    Цвет: Соломенно-желтая

    Прозрачность: прозрачная

    рН: 4,5 – 8,0 (слабокислая, слабощелочная)

    Белок: отсутствует

    Глюкоза (сахар): отсутствует

    Лейкоциты: 0 – 5 в п./зр.

    Эритроциты: 0 – 1 в./зр.

    Обучение пациента и его родственников:Консультативный тип сестринской помощи в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медицинской сестры.

    Примечания:

    1. За день до исследования пациенту временно отменить мочегонные средства, если он их принимал.

    2. У женщин в период менструации мочу для исследования берут катетером (по назначению врача).

    3. Полученный из лаборатории результат подклеивают в исто­рию болезни.

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    Источник: https://studfile.net/preview/7308883/page:29/

    Инфекционные заболевания. Взятие мазка из носоглотки

    Мазок из носоглотки на менингококк

    Авторы фотографий: Maria Niebielecka, Jolanta Łukaszczyk

    Сокращения: CDC — Centers for Disease Control and Prevention, ПЦР — полимеразная цепная реакция, SARS-CoV-2 — коронавирус тяжелого острого респираторного синдрома 2

    Введение

    Мазок из носовой части глотки (носоглотки) представляет собой процедуру получения материала для обнаружения различных микроорганизмов, находящихся в верхних дыхательных путях: вирусов (включая РСВ, вирус гриппа или парагриппа, SARS-CoV-2) и бактерий (напр. Bordetella pertussis, Streptococcus pneumoniae). В зависимости от подозреваемого микроорганизма собранный материал можно использовать для проведения как кассетных/антигенных, так и молекулярных (ПЦР) тестов.

    В настоящее время основным показанием для взятия мазка из носоглотки является подозрение на инфекцию SARS-CoV-2 (метод, которому отдается предпочтение Американскими Centers for Disease Control and Prevention [CDC]).

    Согласно CDC, мазок из ротоглотки не является обязательным.

    Однако можно взять мазок из нескольких мест (например, ротоглотки и носоглотки, используя 2 зонды-тампоны или 1 зонд-тампон в указанном выше порядке) и поместить зонды-тампоны в ту же пробирку, как указано в инструкции, что повышает чувствительность теста.

    Противопоказания и осложнения

    Абсолютных противопоказаний для взятия мазка из носоглотки нет.

    Относительные противопоказания включают: недавнюю травму или анатомические дефекты лицевой части черепа и тяжелый геморрагический диатез — они могут препятствовать введению зонда или увеличивать риск локальных травм и кровотечений.

    Осложнения являются следствием локального повреждения тканей (кровотечение, болезненность или дискомфорт). Процедура может спровоцировать кашель и чихание, а иногда рвоту (из-за раздражения задней части глотки).

    Средства индивидуальной защиты

    Собираемый материал является инфекционным, а процедура может генерировать аэрозоль (в случае чихания или кашля), поэтому лицо, выполняющее мазок, должно использовать средства индивидуальной защиты: непромокаемый халат с длинными рукавами, перчатки, маску и защитные очки или щиток (при взятии мазка у лица с подозрением инфекции SARS-CoV-2 лучше всего использовать фильтрующую маску FFP2/FFP3 [в случае отсутствия, хирургическая маска приемлема, особенно если работа не выполняется при непрерывном воздействии], щиток, дополнительный халат, напр. флизелиновый, и двойные перчатки — внутренние, надетые под манжет, а внешние на манжет халата).
    Процедуру следует проводить в отдельном и хорошо вентилируемом помещении. Пациент должен иметь надетую маску, которую он снимает непосредственно перед выполнением процедуры.

    Набор для забора мазка

    Перед выполнением процедуры следует подготовить набор для забора мазка. Тип микроорганизма и планируемый тест определяют тип зонда-тампона и субстрата.

    Для забора материала для исследования методом ПЦР следует использовать только зонды-тампоны с синтетическим волокном, намотанным на пластиковый стержень (другие могут вызвать ингибирование ПЦР). Нельзя использовать зонды-тампоны из органическим материалов (напр.

    хлопка, дерева) или с альгината кальция, поскольку они могут ингибировать ПЦР. Кроме того, при взятии мазка в направлении коклюша не следует использовать хлопковые тампоны или тампоны из искусственного шелка (района).

    Полиэстеровые, дакроновые или нейлоновые тампоны на пластиковом стержне, вероятно, являются универсальными. На стержне зонда-тампона имеется: заводская отметка глубины, на которую он должен быть вставлен, и сужение, на котором его следует сломать после опускания в пробирку.

    В случае диагностики на наличие SARS-CoV-2 можно использовать:

    1) коммерческие наборы — содержат гибкий флокированный пластиковый зонд и пробирку с вирусологической средой

    2) наборы home made (для мазков из горла и носа), содержащие:

    а) стерильные флокированные или стандартные пластиковые зонды-тампоны с тампонами из дакрона, вискозы или искусственного шелка

    б) пробирки со стерильным забуференным 0,9 % раствором NaCl в объеме, позволяющем погрузить конец зонда-тампона (рис. 1).

    Рисунок -1.

    A — оборудование, необходимое для приготовления набора home made: 1 — игла для набирания 0,9 % раствора NaCl, 2 — шприц, 3 —небольшая упаковка с 0,9 % раствором NaCl (следует использовать небольшие упаковки, чтобы избежать контаминации раствора при его многократном использовании), 4 — зонд-тампон, 5 — пробирка. Б — 0,9 % раствор NaCl должен быть набран в шприц в асептических условиях. В — примерно 1 мл раствора следует налить в пробирку, в которую после взятия мазка будет помещен зонд-тампон

    Перед взятием мазка следует описать пробирку, в которую будет помещен зонд-тампон, и наклеить на нее код (если требуется; рис. 2).

    Рисунок -2. Описание и приклеивание кода на пробирку. На пробирке должна быть указана следующая информация: имя и фамилия пациента, дата рождения, дата и время взятия мазка.

    Инструкция по взятию мазка из носоглотки

    1. Пациент должен сидеть в вертикальном положении, если возможно с опорой головы сзади; голова может быть расположена вертикально или слегка наклонена назад.

    2. Предупредите пациента, что процедура может быть неприятной, потому что зонд-тампон нужно вводить глубоко.

    3. Попросите пациента снять маску (опустить с носа) и очистить нос одноразовой салфеткой.

    4.

    Измерьте расстояние между ноздрями и отверстием наружного слухового канала, чтобы оценить расстояние, на которое должен быть введен зонд (фактическая глубина, на которую должен быть введен зонд, немного меньше — у взрослых это обычно 1–2 см; Рис. 3). Перед распаковкой пробирки убедитесь, что определенное расстояние соответствует расстоянию между концом зонда-тампона и заводской отметкой (рис. 4).

    Рисунок -3.

    Рисунок -4.

    5. Извлеките зонд-тампон из упаковки в асептических условиях (рис. 5).

    Рисунок -5. Способ вскрытия упаковки с зондом

    6. Осторожно введите зонд-тампон в полость носа — параллельно небу, пока не почувствуете сопротивление, до глубины отметки (рис. 6).

    Рисунок -6. Способ введения зонда

    Если вы чувствуете сопротивление намного раньше, чем можете достичь глубины, указанной отметкой, немного верните зонд и попытайтесь ввести его под немного другим углом, так же параллельно небу.

    Если зонд не может быть введен на соответствующую глубину через выбранную ноздрю (у пациента может быть искривление перегородки носа или другие анатомические препятствия), повторите попытку выполнения мазка через противоположную половину носовой полости.

    7. После введения зонда-тампона на соответствующую глубину (касание задней стенки глотки; рис. 7А), оставьте его на несколько секунд, чтобы позволить секрету впитаться, а затем вращайте его в течение 5–10 секунд, чтобы выполнить мазок (рис. 7В).

    Рисунок -7.

     

    8. Медленно извлеките зонд-тампон, вращая его вокруг оси.

    9. После забора материала вставьте зонд-тампон в пробирку с 0,9 % раствором NaCl (или вирусологической средой, если вы используете коммерческий набор) и сломайте выступающий конец, затем плотно закрутите пробирку пробирки (Рис. 8).

    Рисунок -8. Способ помещения зонда в пробирку — весь конец зонда-тампона должен быть погружен в 0,9 % раствор NaCl или в вирусологическую среду

    Хранение и транспортировка материалов

    Пробирка должна быть правильно упакована. Правила упаковки образцов должны соответствовать уровню безопасности BSL2, а контейнеры должны быть упакованы и описаны в соответствии с принципами для агентов, вызывающих заболевания у людей. Применяется принцип тройной упаковки (1 — основной контейнер, 2 — вторичная упаковка, 3 — внешняя упаковка).

    Наружная поверхность основного контейнера должна рассматриваться как контаминированная, поэтому ее следует помещать во вторичную упаковку таким образом, чтобы минимизировать риск контаминации вторичной упаковки.

    В зависимости от процедур, используемых в данном учреждении, и количества людей, принимающих участие в заборе мазка и упаковке образцов, отдельные этапы процедуры могут отличаться.

    Например, если образцы берут в доме пациента и всю процедуру выполняет только один человек, то перед тем, как поместить основной контейнер во вторичную упаковку, он должен покинуть дом пациента, деконтаминировать руки, снять внешние перчатки и внешний халат, снова деконтаминировать руки, надеть новую пару перчаток, продезинфицировать их, поместить основной контейнер во вторичную упаковку, плотно закрыть ее, продезинфицировать руки, а затем внешнюю поверхность вторичной упаковки. Вторичная упаковка должна содержать абсорбирующий слой, который будет абсорбировать жидкость при разгерметизации пробирки.

    Направления, прикрепленные к образцам, не могут быть помещены во вторичную упаковку, но они должны быть помещены в запечатанный конверт, прикрепленный к внешней упаковке.

    Рекомендуемая температура хранения/транспортировки зависит от типа материала:

    1) готовая транспортная среда — ≤5 дней при температуре 2–8°C, >5 дней при температуре -70°C (сухой лед)

    2) home made набор — ≤2 дня при температуре 2–8°C, >2 дня при температуре -70°C (сухой лед).

    Источник: https://empendium.com/ru/chapter/B33.1394.45.

    Советы больному
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: